КОЛЫБЕЛЬ ЖИЗНИ И ТАЛАНТА ЖИВОПИСЦА ЧЕПЦОВА «КУРСК» 08.07.2014

  • Печать

Колыбель жизни и таланта живописца Чепцова

Кто ни мечтал бы совершить путешествие в прошлое, как это сделал главный герой фильма "Полночь в Париже", и встретиться со своими кумирами на пике творчества, воочию понаблюдать за тем, как их непревзойденный гений рождает на свет настоящие произведения искусства, задать волнующие вопросы? К сожалению, жизнь не кинолента, где так просто отправиться на встречу с Эрнестом Хемингуэем или Пабло Пикассо. Тем не менее, соприкоснуться с духом былых времен, когда жили и творили знаменитые поэты, писатели, музыканты, художники, можно, и далеко ходить не надо.

Курский край богат своей культурой. Здесь родились многие выдающиеся люди. Среди них русский и советский живописец, педагог, Заслуженный деятель искусств РСФСР Ефим Чепцов.

Крепость воспоминаний

Ефим Михайлович родился в 1874 году (по старому стилю) в простой крестьянской семье из поселка Медвенка. С ранних лет начал проявлять незаурядные способности к рисованию. Мечтая стать знаменитым художником, юношей переехал в Петербург, много учился, работал, путешествовал по миру, и, в конце концов, достиг цели. Но никогда на своем пути живописец не забывал о родных местах, здесь в дорогих сельских пейзажах, людях знакомых с детства, он черпал особое вдохновение.

 

Сегодня в стенах, где художник рос и написал многие знаменитые картины, давно уже никто не живет, но сюда по-прежнему не заросла народная тропа. С 8 января (в день рождения художника) 1982 года в этом здании располагается дом-музей Е.М. Чепцова филиал Курской картинной галереи имени А.А. Дейнеки, который хранит память и дух прошлых лет.

В экспозиции находятся разные вещи живописца, служившие в быту и для украшения помещения: старинный резной стул, стол на широкой, когтистой ножке, самовар, утюг, изящные фаянсовые вазы, фарфоровая тарелочка второй четверти XIX века и другое. В музее даже хранится рубашка из настоящего шелка, которую Ефим Чепцов носил в праздничные дни. И все здесь: неровные, побеленные стены, деревянный пол с большими щелями, массивные двери - полностью соответствует внутреннему облику когда-то жилого помещения.

Есть в доме уголок, который дает представление и о его московской мастерской-квартире на улице Масловка, куда он вынужден был перебраться из-за блокады Ленинграда. Посетители музея могут увидеть его личный мольберт, на котором расположен автопортрет художника, сделанный в 1948 году, этюдник с красками, палитру и кисти. 

Ловец времени

Особое место, конечно, отведено картинам живописца, ведь это его главное наследие. Большую роль в творчестве Чепцова играют сюжеты, посвященные теме Великой Отечественной войны.

- В то время Ефиму Михайловичу уже было за шестьдесят, - рассказывает заведующая музеем Лидия АТНЮКОВА, - поэтому он не был призван на фронт, но как патриот не мог оставаться в стороне, и своим творчеством старался поднять дух советского народа. Широко известна его работа "Последние известия с фронта" (1942 год), отражающая события тех тяжелых лет, как в каждой семье люди с содроганием сердца следили за всеми новостями по радио, читали газеты. 

В 1943 году Ефим Чепцов, наконец, получил весточку об освобождении Медвенки. Разумеется, сразу приехал навестить родных и привез с собой подарки. Любимой племяннице Лидии Гавриловне Михайленко вручил японское кимоно, попросил примерить наряд и написал ее портрет у открытого окна с цветущими геранями.

Урожденный крестьянин Чепцов не мог не воспеть сельскую жизнь. Во многих картинах он стремился передать радость мирного труда. Например, на холсте "Уборка хлеба" (1949 год) показано как селяне вручную подбирают скошенные колосья в снопы и сносят их сушить. По словам заведующей музеем, изображенные на полотне люди реальны - всех он знал.

- Ефиму Михайловичу не нужно было создавать образы, - говорит Лидия Алексеевна, - они были вокруг него, он видел их, и с помощью красок и кисти переносил на полотно.

И сердцем и душой

Живописец не обзавелся собственной семьей. И когда у него спрашивали о причине, отвечал, что жизнь посвятил искусству. Однако в более зрелом возрасте своему племяннику Борису Гавриловичу говорил, чтобы тот не повторял его ошибку и женился. 

Известно, что у Ефима Чепцова в Петербурге была любимая девушка, происходившая из дворянского рода и отвечающая ему взаимностью. Но, когда по старому русскому обычаю, он пришел просить ее руки, получил отказ, так как в паспорте у него была указана принадлежность к крестьянскому сословию. Однако существует версия, что влюбленные даже в разлуке оставались верными друг другу на протяжении всей жизни.

В экспозиции музея находятся два полотна, с которыми связана еще более загадочная история. 

- У художника есть картина 1911 года "Женский портрет", которая в 1965 году попала в реставрационную мастерскую имени Игоря Грабаря в Москве, - сообщила Лидия Атнюкова. - Реставраторы сняли ее с подрамника и обнаружили еще один сохранившийся холст с изображением молодой девушки. Возможно, это та самая дворянка. И, чтобы ее забыть он спрятал недописанный портрет от посторонних глаз.

Свою любовь Ефим Михайлович отдавал родным и близким людям. И это чувство было взаимным. Особенно заботились о нем его младшая сестра Катерина и племянница Лида, которым в свое время он помог получить медицинское образование. 

Во время творческой командировки, когда он еще до революции жил на острове Капри, Катя и туда приезжала к нему в гости. Она вспоминала, что найти его было несложно, так как там было больше русских, чем итальянцев. В тот период среди многочисленных земляков живописца находились Владимир Ленин и Максим Горький, с которыми Чепцов познакомился и посвятил им много полотен (в музее есть копия картины "Ленин и Горький с рыбаками"). 

Ефим Чепцов прожил ровно 75 лет - умер в день своего рождения в 1950 году.

Юлия ТАРАСОВА

https://gazetakursk.ru/kultura/10293-kolybel-zhizni-i-talanta-zhivopistsa-cheptsova.html