НА ВОЙНЕ УМИРАТЬ НИКТО НЕ ХОТЕЛ «КУРСКАЯ ПРАВДА» № 99 15 АВГУСТА 2014

На войне умирать никто не хотел

В дни 71-й годовщины битвы на Курской дуге корреспондент «Курской правды»» встретилась с одним из участников грандиозного сражения. В годы Великой Отечественной войны танкист Семен Переверзев сражался на Сталинградском, Воронежском, Волховском, Ленинградском фронтах. Горел в танке. Был ранен. Дошел до Берлина.

Родился Семен Васильевич в селе Высоком Медвенского района в многодетной крестьянской семье.

– Нас в семье было 9 детей. Родители, всю жизнь трудившиеся в поте лица, желали, чтобы их дети были людьми образованными. Старший брат Григорий уехал в Донецкую область, поступил в Макеевское училище на вечернее отделение и устроился работать в шахту. Первое письмо Григория было все посвящено красоте этого города. Мне так это запало в душу, что, когда я закончил 7 классов, решил также уехать в Макеевку и поступить в горно-промышленный техникум. Экзамены я сдал на «отлично». Все эти годы учиться было интересно. Мы жаждали скорейшего получения диплома. Шел 1941 год.

 

Вместе с дипломом у меня на руках была и повестка в военкомат. Направили в Харьковское военное танковое училище. Обучение шло по сокращенной программе, поэтому уже 14 ноября 1942 года в звании лейтенанта и в должности командира взвода 51-го отдельного танкового полка направили на Сталинградский фронт. Что такое командир танкового взвода? Взвод – это три танка и их экипажи, мои боевые товарищи, за жизнь которых я, 20-летний паренек, был в ответе.

– Вы какой танк изучали?

– Танк Т-70. Это легкий танк – экипаж два человека: водитель и командир танка. 45-мм пушка и пулемет. Двигатель газовский спаренный. На автомобили ставили один двигатель, а на танк – два, которые соединялись последовательно. На бензине работал. Весил 9 тонн. Пушка у нас была калибра 45 мм, 1 пулемет ДТ 7,62 мм, телескопический прицел ТОП. Скорость 45 км/ч. Погрузились на эшелон и поехали на Сталинградский фронт. Попали мы в 51-й отдельный танковый полк …

Корпус наш состоял из трех танковых бригад. Была третья гвардейская танковая бригада тяжелых танков, 62-я бригада средних танков – Т-34. Немного легких. А наша танковая – она, по сути дела, из легких танков Т-70 состояла.

– Первый бой – на Сталинградском фронте?

– Да, там было мое первое боевое крещение. Бои шли очень тяжелые. За 3-4 дня продвинулись примерно на 3 километра. Лобовая броня у танка мощнее, чем задняя или бортовая. Башня крепкая. Поэтому, когда на нас пикировали вражеские самолеты, то пилоты старались атаковать наши машины сзади. Попасть из двух пушек по танку не так уж и трудно. Если броня пробита, то танк превращается в факел.

– Вы воевали и на Курской дуге…

– Бои на Курской дуге были очень ожесточенные, наша танковая бригада дислоцировалась в районе Прохоровки. Немцы разворачивали операцию «Цитадель».

Накануне 12 июля мы получили приказ в течение ночи закопать танк, чтобы гусеницы были спрятаны под землей. Это не так просто, ведь в танке была всего одна лопата, топор и кирка. Вот и все. Летом ночи короткие, поэтому работали кто киркой, кто лопатой, кто руками. Потом занялись маскировкой, что тоже было непросто. Но все же нашли кусты какие-то, которые вырывали с корнем, лопаткой нарезали куски земли с травой. Укладывали на ствол, на корпус… Старались успеть до наступления рассвета. Чувствовали, что нас ждет что-то невиданное. Знаете, на войне чутье обостряется.

Немец начал наступление с массированной артиллерийской подготовки. За сорок минут мины и снаряды перепахали все поля и высоты, рощи и балки. Было такое впечатление, что ничего живого в них не осталось. Из-за поднявшейся пыли неба не было видно. Самолеты бомбили вслепую. Стоял такой грохот от разрывов и гудения танков, мощных выстрелов пушек, что разговаривать друг с другом было невозможно. Крики команд, стоны раненых – все смешалось в один гул.

На дуге впервые появились танки «Тигр». У них была более толстая лобовая броня и мощная 88-миллиметровая пушка. «Тигр» – сильная машина, с одного километра пробивал наш танк насквозь. Но нашему Т-70 в бою помогла маскировка. Из засады мы смогли поразить вражеский танк в бок, где броня тоньше.

Цель была поражена. С вражеского танка слетела гусеница, и он задымился.

Тут же из люков выпрыгивали немцы, по которым уже строчил наш пулемет.

В те дни бои шли сутки напролет. Было такое чувство, что поле битвы – это какая-то адская кухня и какой-то неведомый гигант что-то на ней творит. В панике из подбитых танков выскакивали горящие танкисты – и наши, и немцы. Кто-то вытаскивал раненого товарища из горящего танка, кто-то кричал от боли и просил пристрелить… Вокруг все горит, взрывается, стонет.

Мы сближались с фашистскими танками на такое расстояние, что уже вести огонь из пушек было невозможно, выскакивали из машины, в руку брали или кувалду, или пистолет, или нож – что под руку попадало, и шли в рукопашную.

– Страшно было?

– Страшно. Очень. И не верьте никому, кто скажет: «Нет». Там понимаешь, что каждая минута может стать последней. На войне никто не хотел умирать. Там особенно чувствуется вкус к жизни.

Бог, как говорит Семен Васильевич, пожалел его в той тяжелой схватке. А вот его старший брат Григорий, который в первые дни войны ушел на фронт вместе с ребятами-шахтерами, погиб в боях на Курской дуге. Служил он в пехоте, в разведке.

– Парень был рискованный, смерти всегда смотрел в лицо, – говорит Семен Васильевич. – Похоронен Гриша в Дмитриевском районе. Об этом мы узнали спустя много лет.

К концу июля фашистские войска совершенно выдохлись, и советские войска погнали фашистскую гадину на Запад, освобождая Украину, Белоруссию, Прибалтику, Румынию. Родина наградила Семена Васильевича двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны I и II степени, медалью «За Победу над Германией».

Демобилизовался лейтенант Семен Переверзев в 1946 году. Вернулся на родную курскую землю. Здесь нашел свою любовь – Веру Петровну. Женился. Построил дом, вырастил двух сыновей. Всю свою послевоенную жизнь трудился на заводе РТИ. Ветеран труда. Вот такая достойная жизнь простого русского человека.

Рита МИЛОСТНАЯ

https://www.kpravda.ru/article/society/029666/

Добавить комментарий - Поделись мнением!

Дополнительная информация